Мы запустили сервис заказа продукции с сайта. Теперь продукты Valio можно купить онлайн в Москве и Санкт-Петербурге
|
Магазин не выбран 

Введение прикорма

Организм ребенка отличается от взрослого бурным ростом и интенсивным обменом веществ. В первый год жизни у малыша формируются основные функции важных для жизни систем организма — костно-мышечной, нервной и сердечно-сосудистой, поэтому он испытывает повышенную потребность в питательных веществах.

От правильного питания зависит нормальное физическое развитие и иммунитет малыша. А для этого крайне важно полноценное насыщение организма витаминами, минеральными веществами и микроэлементами.

В независимости от того, находится ли ребенок на грудном или же искусственном вскармливании с помощью молочной смеси, наступает время введения прикорма. Как правило, уже в возрасте 4–5 месяцев ребенок готов к тому, чтобы пробовать новую еду, а в 6 месяцев у любого малыша наступает необходимость получать дополнительный прикорм, когда материнское молоко или смесь более не удовлетворяют всем потребностям быстро развивающегося организма.

Первые годы жизни ребенка характеризуются своими особенностями роста и развития, морфологической и функциональной зрелостью отдельных органов, интенсивностью обменных процессов. Чем меньше ребенок, тем выше его потребность в энергии. Постепенно энергетические затраты меняются. Основной обмен повышается до 1,5 лет, затем он снижается. Правила введения прикорма как раз и заключается том, чтобы в соответствующий период обеспечить малыша дополнительной к грудному молоку или молочной смеси энергией, постепенно приучая его к густой и разнообразной пище.

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и Минздрава России, прикорм следует вводить в возрасте шести месяцев. Это связано с возрастными особенностями развития малыша. Примерно к этому возрасту у него происходит достаточное созревание нервно-мышечной координации, чтобы употреблять густую и полутвердую пищу. Прорезываются зубки. Кроме того, только к 5–6 месяцам у малыша созревает ферментативная система организма, способная перерабатывать крахмал, белки и жиры, содержащиеся в твердой пище.

Как правильно вводить прикорм

Существует чек-лист, по которому можно проверить готов ли малыш к прикорму:

  • Возрастной фактор – малышу должно быть не меньше 6-ти месяцев;
  • Малыш хорошо прибавляет в весе (вес ребенка должен удвоиться с момента рождения);
  • Ребенок не выплевывает твердую пищу, а способен какое-то время держать ее во рту и посасывать;
  • Ребенок уже умеет самостоятельно сидеть, может повернуть голову к ложке или, напротив, отказаться от еды, отвернувшись от нее;
  • Малыш проявляет интерес ко взрослой еде и обращает внимание на содержимое тарелок родителей;
  • У малыша должны прорезываться или уже появиться первые зубы.

    Базовая схема введения прикорма

    Введение в рацион ребенка дополнительных продуктов целесообразно проводить по следующей схеме*:

    • 6 месяцев – в питание ребенка вводится овощные пюре или каши (из риса, гречки, кукурузы);
    • 6 месяцев – в питание ребенка вводится каша (назначается через 1 месяц после введение первого прикорма), если прикорм начинался с овощных пюре;
    • 8–9 месяцев – в питание ребенка вводятся: мясо, печень, бобовые, фрукты, злаковые продукты;
    • 10–12 месяцев – в питание ребенка вводятся: соки, яйца, рыба, адаптированные кисломолочные продукты;
    • после 12 месяцев – в питание ребенка вводятся: специальное детское молочко, творог, манная каша.

    Сроки введения прикорма у детей на естественном и искусственном вскармливании не различаются. Однако для малыша, получающего молочную смесь, целесообразнее начать прикорм не с каши, а с овощных пюре. Каша может быть вторым прикормом. Если ребенок сильно набирает в весе, то и первым и вторым прикормом для него оставляют овощные пюре.

    Следует помнить, что основной пищей ребенка до года должно оставаться материнское молоко, а при невозможности грудного вскармливания - адаптированная молочная смесь. Введение прикорма – это прежде всего стимулирование у малыша интереса к новым ощущениям, приучение к новым действиям, но никак не попытка сделать прикорм основным питанием. Ведь первый прикорм, как правило, «обучающий», «тестирующий» – это лишь первый шаг на пути ребенка ко взрослому рациону.

    Правила введения прикорма

    Постепенно им заменяется одно дневное кормление грудью или смесью. Начинать вводить прикорм надо с 1 чайной ложки овощного пюре или каши перед кормлением, постепенно (ежедневно) увеличивая объем прикорма вдвое – 2 чайных ложки, 4, 8, 16, 32 и так до нормы. Обычно довести количество прикорма до необходимого ребенку получается за 1 неделю. Еще одна неделя отводится на адаптацию к новому продукту. И лишь затем можно вводить новый продукт.

    Следует строго соблюдать порядок кормления – сначала прикорм, потом грудное молоко или смесь. В противном случае, ребенок откажется пробовать или есть прикорм.

    Важно следить, чтобы ребенок не испытывал затруднений при глотании прикорма. Лучше готовить пюре и каши более жидкой консистенции. Для этого можно разбавлять их грудным молоком или смесью, в зависимости от питания малыша.

    Второй прикорм должен отличаться от первого по характеру продукта. Если первыми были овощи, то вторым прикормом нужно добавить каши. И наоборот.

    Не следует одновременно вводить сразу несколько продуктов. Важно убедиться, что ребенок хорошо переносит тот или иной вид пищи, а это возможно только при введении моно-прикорма.

    После введения любого нового продукта, крайне важно следить за стулом малыша. Только при хорошей переносимости можно переходить к следующему прикорму. При жидком стуле – заменять вызвавший такую реакцию прикорм на другой. Если какой-то продукт провоцирует отрицательную реакцию, необходимо его сразу исключить.

    Если малыш отказывается есть прикорм – ни в коем случае нельзя кормить его насильно. В таком случае, надо предложить ему материнское молоко или смесь, а прикорм перенести на следующий раз.

    Соки, которые прежде рекомендовали вводить в питание малыша с 3-4 месяцев, не являются прикормом. Есть ряд дополнительных правил, относящихся именно к сокам:

    • давать соки лучше всего после кормления и начинать буквально с 1 чайной ложки, постепенно доводя объем до 50 мл;
    • через две недели после введения первого вида сока, можно вводить второй – по той же схеме;
    • до 12–18 месяцев каждый новый сок лучше вводит с вышеописанными предосторожностями (начиная с чайной ложки и повышая его количество);
    • не рекомендуется давать малышу многокомпонентные соки, так как, в случае аллергических реакций или непереносимости ЖКТ ребенка, будет практически невозможно проследить, что послужило их причиной;
    • до 12 месяцев, из-за риска возникновения аллергии, из рациона малыша нужно исключить любые соки цитрусовых и экзотических плодов;
    • нельзя добавлять в соки сахар, так как ребенок может отказаться от не столь сладких материнского молока, смеси или прикормов. Кроме того, дополнительный сахар ребенку в этом возрасте не нужен.

    Введение прикорма

    Введение прикорма – большое событие для ребенка, который впервые в жизни пробует настоящую, «взрослую», еду. Поэтому родителям крайне важно подходить к этому делу очень ответственно и терпеливо, чтобы не подвергать малыша стрессам и дать время его организму приспособиться к новой пище.

     * Приведены общие рекомендации. Необходимо учитывать индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка!  

    Как правильно приготовить детскую молочную смесь Аллергия на молочную смесь
    Следующая статья

    Комментариев нет.

    Комментарий:
    *

    Комментарий будет опубликован после проверки модератором
    Нужно ли переходить на новую смесь после 6 месяцев?
    06.10.2016

    Второе полугодие жизни малыша – это новый этап в развитии его организма. Возникает потребность в большем количестве энергии, минеральных веществах и витаминах, которых недостаточно в стартовых смесях.

    Виды детского питания
    06.10.2016

    Питание в первые месяцы жизни играет важнейшую роль в формировании здоровья человека. То, что ребенок получает в первые годы, влияет на его дальнейшую жизнь.